Айдер Бекташ (ayder_bektash) wrote,
Айдер Бекташ
ayder_bektash

Categories:

Выдержка из статьи "Крымская АССР" в Большой Советской Энциклопедии т. 35 1937 г. окончание

КРЫМСКАЯ АВТОНОМНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА (КРЫМ). Содержание :
VI. Исторический очерк 305
VII. Крымско -татарский язык 318
VIII. Крымско -татарская литература 319
IX. Крымско-татарское искусство 320
VII . Крымско-татарский язык.
По классификации акад. Самойловича, крымско-татарский язык входит в состав юго-западной группы тюркских языков Сом.). В связи с социально-экономическими условиями и историей Крыма крымско-татарский язык делится на несколько диалектов; особенно отличаются между собой диалекты Южного (район спецкультур) и Северного (земледельческого) Крыма. Исторически крымско-татарский язык восходит к эпохе распадения Золотой Орды (см.). Язык письменности при крымских ханах не был подлинным крымско-татарским языком, а представлял собой соединение турецких, арабских и татарских элементов. Сильнейшее влияние турецкого языка на крымско-татарский язык (особенно на Южном берегу) было остановлено в конце 18 века, когда Крым, прежний вассал Турции, был завоеван Россией. На Юге крымско-татарский язык испытывал, кроме того, сильное влияние со стороны греческого и итальянского языков.
К особенностям К.-т. я. относятся: 1) отпадение h в начале слов: ava вм. hava (воздух) и в конце слов: saba вм. sabah (утро); 2) «отвердение» е и у при средне-язычных к и g: koj«деревня» (но koj), кип «день» (не куп); 3) совпадение в первом лице единственного числа формы сказуемости и формы принадлежности:
oqam—а) «я—учитель», б)«мой учитель» ;4) употребление вспомогательного глагола olmaq («быть»), а не bolmaq и др.; 5) особые случаи ударения: alaraq (не alaraq)—«беря», kelerek (не kelerek)—«приходя»; 6) особенности лексики в роде balaban («большой»), qoranta («семья»), которые в этом значении употребляются только в Крыму. В настоящее время лексический запас крымско-татарского языка сильно расширился за счет интернационализмов и советизмов.
До 1927 крымские татары пользовались арабским алфавитом; в 1927 они приняли латинизированный «новый алфавит». См. Латинизация письменности.
Лит.: Сам о ii л о в и ч Л. II., Опыт краткой крымско-татарской грамматики, II., 1916; Радло в В. В.,
Образцы народной литературы северных тюркских племен, ч. 7, Наречия крымского полуострова, СПБ,
1896; Дмитриев H., Крымская языковая экспедиция, «Революция и письменность», сб. 2, M., 1936.

VIII . Крымско-татарская литература.
Крымско-татарская литература берет свое начало в период крымского ханства и развивается как официальная дворцовая литература. Крымские ханы писали свои произведения на турецком дворцовом языке, чуждом, непонятном и недоступном массам. Татарский народ Крыма в противовес дворцовой литературе создавал свою литературу—устное народное творчество, выдвигал своих певцов, сказителей, поэтов (Асан Чергеев, Шамиль Тохтаргазы и др.).
Крымско-татарская литература создалась и развилась в двух направлениях. Одна линия идет от творчества крымских ханов через Исмаила Гаспринского к группе буржуазных националистов Миллн-Фнрка, по языку и тематике далекая и чуждая татарскому народу. К группе писателей крымских татар, известной под общим
названием милли-фирковской школы, относятся Челибиджан Чолибеев, Чобан-Заде, Джемиль Корманчиклы, Мемет Ниязи, Ш. Бектор, Одабаш и др. В истории крымско-татарской литературы эта группа занимает определенное положение. Это писатели буржуазные националисты, связанные с контрреволюционной партией Милли-Фирка. Как в своих политических выступлениях и деятельности вообще, так и в
литературных произведениях милли-фирковцы в союзе с реакцией и белогвардейщиной боролись против трудового народа, мечтали о былых
временах крымского ханства, считая себя потомками Чингисхана. Особенно яростна была борьба милли-фирковцев против Советской власти в период гражданской войны и в первые годы. Советской власти в Крыму. Писатели Милли-Фирка, борясь против народного языка крымских татар, создавали искусственный язык, непонятный народным массам. По своим художественным качествам произведения милли-фирковцев—«Карылгачлар дуасый» («Молитва ласточек») Челибиджана, «Анан Кайда» («Где мать») Чобан-Заде, «Татар-бармы» («Есть ли татарин») Мемета Ниязи и другие—не представляют какой-либо ценности. Они показывают художественную беспомощность этих писателей, скудость их мысли и оторванность от действительности. Другая линия идет от устного народного творчества: богатырского эпоса, народных песен, сказок и легенд через кедай и акай—народных импровизаторов— к советской художественной литературе. Как по своей тематике, разнообразию жанров, так и своим языковым особенностям устное творчество крымско-татарской литературы представляет огромную ценность. Крымско-татарская литература чрезвычайно богата своими сказками, легендами, народными песнями, поговорками. Богатырский эпос представлен и старинных сказаниях о подвигах богатырей Чора-Батыра и Эдиге. В этих сказаниях воспеваются героические подвиги богатыря (современника Ивана Грозного), защищающего интересы трудового народа. Очень интересны сказки крымских татар, к собиранию которых предприняты только первые шаги (вышел I том— 26 сказок и легенд). Народные певцы-импровизаторы (кедай, акей) создали образцы подлинно народной литературы. К числу выдающихся кедай относятся: Эшмирза Карт. Сейм-Мамбай, Куртам-бет, песни к-рых стали достоянием широких масс крымских татар.-
Устное творчество крымско-татарской литературы привлекло к себе внимание выдающихся ученых (акад. В. В. Радлов, акад. А II. Самойлович), известных этнографов (А. Кончевский) и любителей устного творчества (А. Кондараки, Олесницкий и др.).

Крымско-татарская советская литература
представлена группой талантливых писателей, выросших в борьбе с остатками буржуазного национализма. Многие песни советских поэтов широко известны в городах и колхозах Крыма.
Крымско-татарская литература за последние годы обогатилась переводами произведений русской и зап.-европейской классической литературы, а также лучших произведений советской литературы.
Лит. на рус. на.: «Образны народной литературы северных тюркских племен», собраны В. В. Радлоным, ч. 7, Наречия Крымского полуострова, СПБ, 1896;
О лес и и ц к и й А., Песни крымских турок, под ред. B. Л. Гордлевского, M., 1910; Конч е в с к и й А. К., Песни Крыма, общая ред. В. В. Пасхалова, со вступ.
ст. Л. В. Луначарского, M., 1924; Саймойлович A. II., Песни крымских татар про вторую отечественную войну, про Порт-Артур, про крымские события, П., 1915

IX . Крымско-татарское искусство.
Искусство крымских татар, первоначально тесно связанное с культурой Золотой Орды, в дальнейшем своем развитии, вырабатывая самостоятельные национальные черты и традиции, подвергалось воздействию со стороны культур ряда других народов, с к-рыми татары имели экономич. и политич. связь (турки-сельджуки, генуэзцы, кавказские народы, турки-османы, украинцы). Археологические раскопки ок. Бахчисарая и на место первой столицы крымских татар — Солхата—в 1924—25, обнаружившие остатки сложных архитектурных сооружений и богато орнаментированные надгробия, показали, что искусство крымских татар узко в 13 и 14 веках стояло на высоком уровне. Многочисленные здания мечетей, медрессе, мавзолеев, караван-сараев и другие сооружения, разбросанпыо по всему полуострову, свидетельствуют о том, что строительное искусство у крымских татар было широко развито. Архитектурные памятники 14— 15 вв. [мечеть Узбека (1314) и медрессе в Солхате, мечеть в Судаке, Эски-Дюрбе в Бахчисарае и др.] указывают на сельджукское влияние в строительном искусстве того времени.

(1. Ханский дворец в Бахчисарае: левое крыло, мечеть Хан-Джами и кладбище.)

(2. Главные ворота ханского дверца. Бахчисарай.)

(3. Мавзолей Дюрбе 18 века. Бахчисарай.)

(4. Ханская мечеть в Евпатории, построенная в середине 16 в. архитектором Хаджи-Синаном.)

(5. Мечеть Шop-Джами в Карасу-базаре. 17. в.)
Наступившая в конце 15 в. зависимость Крымского ханства от Османской империи наложила свой отпечаток и на дальнейшее развитие искусства крымских татар.
К более значительным архитектурным памятникам 16—17 вв. должны быть отнесены здания Хан-Джами (1552) в Евпатории, построенные знаменитым турецким архитектором Хадзки-Синаном, Колечь-Мечеть (около селения Карагезы), Текие-Хан-Джами (1727), Шop-Джами, Караван - сарай и Биюк-хамам (бани) в Карасубазаре, крепость Еникале, мавзолей в окрестностях Бахчисарая и особенно Бахчисарайский ханский дворец (начало 16 века; см. Бахчисарай). Из крымско-татарских зодчих ханского периода наиболее известен Омер, строитель мечети Эшиль-Джами (1764) в Бахчисарае. С его именем связан также ряд архитектурных и декоративных работ но восстановлению и украшению ханского дворца, ханской мечети и постройки нек-рых частных домов.
Орнаментика и декоративная живопись у татар имела широкое применение не только в
монументальных памятниках культового и дворцового строительства, но и в частных гражданских постройках. Развившись первоначально из потребностей несложного скотоводческого хозяйства, художествснно-кустарные промыслы крымских татар в рамках феодального общества приняли форму замкнутых цеховых организаций. Главным средоточием художественно-кустарных промыслов являлись города Карасубазар и Бахчисарай. К числу наиболее развитых видов художественно-кустарного производства принадлежали изготовление разного рода огнестрельного и холодного оружия и медной посуды с богатой орнаментальной отделкой, ювелирное дело, резьба по дереву и инкрустация из перламутра.
Особо выдающееся место в крымско-татарском народном искусстве занимают вышивки
и ткани. Узоры вышивок и тканей по своему характеру распадаются на следующие ярко
отличающиеся друг от друга типы орнамента:
1) геометрический, 2) архитектурный, 3) растительный и 4) астрономический (изображения солнца, луны, звезд). Кроме этих главнейших основных типов, встречается еще орнамент смешанного характера (архитектурно - растительный) и очень редко с изображением человека и животных. Орнаментальные мотивы на
тканях почти всегда носят геометрич. характер, а на вышивках—растительный, архитектурный или астрономический характер и выполнены разноцветными нитками, золотом или серебром.
Ковровое производство у крымских татар почти прекратило свое существование еще в нач. 19 п. Характерной чертой татарских ковров-паласов является отсутствие
в орнаментальной композиции центральной розы—медальона. Орнамент ковра почти всегда состоит из многочисленных концентрич. четырехугольников, посредине к-рых расположен небольшой квадратик, заполненный отдельными орнаментальными фигурами.
После присоединения Крыма в конце 18 века к России, в результате проводимой со стороны царского правительства и помещиков-колонизаторов жестокой русификаторской политики, народное изобразительное искусство татар пережило глубокий кризис. Некоторые отрасли искусства даже совсем прекращают свое существование (ковроткачество, инкрустация, оружейное дело).
Только после Великой Октябрьской социалистической революции в условиях, созданных сталинской национальной политикой Советской власти, искусство крымских татар получило возможность широко развиваться. Бахчисарайские художественно-кустарные мастерские являются центром возрождения и дальнейшего развития художественных промыслов в Крыму.
Характерно отметить, что из 94 художников, участвующих на выставке самодеятельного искусства, посвященной 15-летию советизации Крыма, татар было 21. Среди татарских советских художников-живописцев наиболее известен Ярмухемедов, проявивший себя в оформлении ряда театральных постановок и в станковой живописи.
Основные коллекции крымско-татарского искусства в настоящее время собраны в Бахчисарайском дворце-музее и в Ялтинском восточном музее.
Начало статьи

продолжение
Tags: АССР, БСЭ, Крым, Крымская АССР, восстановление прав, депортация, колониализм, крымские татары, литература, национальная автономия, национальная политика, национальный вопрос, право на самоопределение, царизм
Subscribe

Posts from This Journal “БСЭ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments