Айдер Бекташ (ayder_bektash) wrote,
Айдер Бекташ
ayder_bektash

Categories:

Статья "Автономная республика", 1950, Большая советская энциклопедия

Можно увидеть что определение статуса автономной республики, как национального государства, не изменилось. Но после того как Советский Союз предал наш народ и Крым, наша государственность, Крымская АССР, была ликвидирована, а наш народ погибал в ссылке. Здесь, в отличие от статьи 1926 года о Крымской АССР даже не упоминается.

Статья "Автономная республика" Большая советская энциклопедия, 2 изд, 1950 год
Автоно'мная респу'блика, автономная советская социалистическая республика (АССР), советское социалистическое национальное государство, входящее в состав союзной республики и осуществляющее государственную власть вне пределов компетенции союзной республики на автономных началах (см. Автономия
).
     В СССР в 1969 имелось 20 АССР, из них 16 в РСФСР: Башкирская (образована 23 марта 1919), Бурятская (образована 30 мая 1923), Дагестанская (образована 20 января 1921), Кабардино-Балкарская (образована 5 декабря 1936), Калмыцкая (образована 22 октября 1935), Карельская (образована 25 июля 1923), Коми (образована 5 декабря 1936), Марийская (образована 5 декабря 1936), Мордовская (образована 20 декабря 1934), Северо-Осетинская (образована 5 декабря 1936), Татарская (образована 27 мая 1920), Тувинская (образована 9 октября 1961), Удмуртская (образована 28 декабря 1934), Чечено-Ингушская (образована 5 декабря 1936), Чувашская (образована 21 апреля 1925), Якутская (образована 27 апреля 1922); в Грузинской ССР имеется 2 АССР: Абхазская (образована 4 марта 1921) и Аджарская (образована 16 июля 1921); в Узбекской ССР — Каракалпакская (образована 20 марта 1932); в Азербайджанской ССР — Нахичеванская (образована 9 февраля 1924).
     АССР отличаются друг от друга по размеру территории, по численности и плотности населения, национальному составу, а также и по ряду других признаков (в т. ч. историческое прошлое, уровень развития экономики и т. д.). Вместе с тем они имеют ряд значительных общих черт. Наиболее существенная из них состоит в том, что каждая АССР является государством, имеет своё гражданство, свою территорию и конституцию, свои высшие органы государственной власти — Верховный Совет и Президиум Верховного Совета, своё правительство — Совет Министров, свой Верховный суд; в каждой АССР есть прокурор республики, возглавляющий систему органов прокуратуры. В конституциях АССР закреплено положение о том, что каждый гражданин АССР является гражданином СССР и соответствующей союзной республики и что граждане всех союзных республик на территорий данной АССР пользуются одинаковыми правами с её гражданами.
     В конституции АССР закреплены основы её правового положения как государства, входящего в состав союзной республики. Конституция АССР подлежит утверждению Верховным Советом союзной республики. В отличие от союзной республики, АССР не имеет права выхода из СССР, т. к. она не является субъектом Союза ССР, однако она может, при наличии соответствующих объективных условий, на основе определенно выраженной народом АССР суверенной воли, согласия двух заинтересованных союзных республик и решения высших органов государственной власти СССР осуществить переход из состава одной союзной республики в другую. Так, с принятием Конституции СССР 1936 Каракалпакская АССР перешла из РСФСР в состав Узбекской ССР.
     АССР представляет собой одну из форм национальной государственности, в которой воплощён суверенитет нации, и в этом её сходство с союзной республикой. Являясь политической формой автономии, АССР обладает некоторыми исключительными полномочиями (такими же, как союзная республика). Компетенция АССР определяется её конституцией. Ведению АССР в лице её высших органов государственной власти и государственного управления подлежат: установление конституции АССР, внесение её на утверждение Верховного Совета соответствующей союзной республики и контроль за её соблюдением; установление районного деления АССР, границ районов, городов и внесение его на утверждение Верховного Совета союзной республики; законодательство АССР, охрана государственного порядка и прав граждан; утверждение народно-хозяйственного плана и бюджета АССР и отчёта о его исполнении; установление в соответствии с законодательством СССР и союзной республики государственных и местных налогов, сборов и неналоговых доходов; руководство осуществлением бюджетов районов, городов и сельских Советов; руководство страховым и сберегательным делом; управление промышленными, сельскохозяйственными и торговыми предприятиями и организациями республиканского подчинения, а также руководство местной промышленностью; контроль и наблюдение за состоянием и управлением предприятий, подчинённых органам СССР и союзной республики; руководство и контроль за порядком пользования землёй, недрами, лесами и водами, в соответствии с законами СССР и союзной республики. Осуществляя свою компетенцию, АССР издаёт законы в строгом соответствии с законами СССР и союзной республики. В случае расхождения закона АССР с законом Союза ССР или союзной республики действует общесоюзный закон или закон союзной республики. Законы АССР публикуются на двух или нескольких языках, в том числе прежде всего на языке данной АССР.
     Существуют специальные гарантии юридической силы актов, издаваемых правительствами АССР: в конституциях союзных республик — РСФСР, Узбекской ССР, Грузинской ССР и Азербайджанской ССР устанавливается, что акт Совета Министров АССР не может быть отменен Советом Министров союзной республики, он может быть им лишь приостановлен, а отменить этот акт правомочны только Президиум Верховного Совета АССР или Президиум Верховного Совета союзной республики.
     АССР имеет своих представителей в высших органах государственной власти СССР и той союзной республики, в состав которой она входит. Население каждой АССР избирает 11 депутатов в Совет Национальностей Верховного Совета СССР. В Совет Союза Верховного Совета СССР депутаты от АССР избираются на общих основаниях, т. е. в зависимости от численности населения республики. Наличие в составе Верховного Совета СССР депутатов от АССР является одной из важнейших гарантий, позволяющих учесть их специфические национальные интересы и потребности при решении общегосударственных вопросов. В Верховном Совете союзной республики АССР представлена также на общих основаниях, т. е. в зависимости от численности её населения. АССР представлена и в Президиуме Верховного Совета соответствующей союзной республики. В Конституции РСФСР установлено, что число заместителей председателя Президиума Верховного Совета РСФСР определяется количеством входящих в состав РСФСР АССР; аналогичное положение содержится в Конституции Грузинской ССР.
     Лит. см. при статье Автономия
.
     Д. Л. Златопольский.

Читать статью КРЫМСКАЯ АССР в Малой советской энциклопедии, 1937, т. 5   http://ayder-bektash.livejournal.com/51546.html
 Читать определение от 1926 года в статье "Автономная советская социалистическая республика" Большая советская энциклопедия, 1926 г http://ayder-bektash.livejournal.com/51030.html
P. S. "Восстановление прав крымскотатарского народа  не может быть осуществлено без  восстановления автономии Крыма путём образования Крымской АССР в составе Украинской ССР. Это соответствовало бы интересам как крымских татар, так и представителей других национальностей,  проживающих  ныне  в  Крыму."Постановление Верховного Совета СССР "О выводах и предложениях комиссий по проблемам советских немцев и крымско-татарского народа", 28 ноября 1989 г., № 845-1
фото из личного архива
Крым АССР конституция 1937
Tags: АССР, БСЭ, крымские татары, национальная автономия, национальная политика, национальный вопрос, право на самоопределение
Subscribe

Posts from This Journal “АССР” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments