Айдер Бекташ (ayder_bektash) wrote,
Айдер Бекташ
ayder_bektash

Category:

Определение Аннексии в Советской военной энциклопедии, т.1, 1932

АННЕКСИЯ, внешне оформленный согласно требованиям буржуазного международного права захват каким-либо государством не принадлежавшей ему ранее территории.
Ленин дал политич. определение содержания А. в след. словах: «В понятие А. входит обычно:
1) понятие насилия (насильственного присоединения) ; 2) понятие чуженационального гнета (присоединение чужой области и т. п.), иногда 3) понятие нарушения статус-кво...
А. есть нарушение самоопределения наций, есть установление границ гос-ва вопреки воле населения» (Сочинения, том 19, 2-е изд., стр. 247). Под это определение подходят всякие формы империалистич. захватов (захват территории государства, юридически оформленный затем в форме «уступки» по мирному договору, оккупация «ничьих» территорий, являющаяся основной формой колониальных захватов и т. д.), в том числе и скрытые формы А., как «аренды» империалист, державами территорий в полуколониальных странах или «мандаты» Лиги наций. Сюда относятся также протектораты и «сферы интересов», в одних случаях маскирующие уже осуществленную А., а в др. случаях представляющие собой переходную ступень к А. Основной целью А.
является окончательное овладение данной территорией в целях капиталистической эксплоатации ее экономических ресурсов и использования ее живых сил и географического положения в политико-стратегических целях.
Вооруженная оккупация является средством для достижения этой цели или гарантией
для удержания уже осуществленной А.
Однако как А., так и оккупация могут иметь и вспомогательное значение в тех случаях,
когда А. вызвана в первую очередь политико-стратегич. мотивами (обеспечение границ,
приобретение плацдарма или опорной базы для дальнейших захватов).
Различные формы А. и их исторические примеры.
I.A. колоний-территорий, к-рые не считаются принадлежащими какому бы то ни было
гос-ву. Большая часть африканских колоний европейских держав предварительно
подвергалась военному захвату (принцип «торговля следует за флагом»), фактической А., и лишь позднее происходила эксплоатация их  природных богатств в интересах капиталистов. В настоящее время с разделом мира империалистами эта форма А. потеряла значение.
2. А. одним гос-вом всей (или части) территории другого гос-ва в том случае, если окончательной А. предшествовали война и военная оккупация или завоевание. Последнее
м. б. утверждено мирным договором с грс-вом, в состав к-рого входила завоеванная
территория, причем оно становится тогда А. в формальном смысле этого слова. Но завоеванная территория м. б. удержана государством-захватчиком и без согласия другой
стороны.Примерами голого захвата, или фактической А., могут служить захват Бессарабии Румынией (1918) и Виленщины Польшей (1920); ни та ни другая А. до сих пор не получили согласия ни местного населения ни тех гос-в, которым принадлежат отторгнутые территории.
С точки зрения буржуазного международного права беспримерным представляется
«утверждение» этих актов международного разбоя третьими сторонами, в частности в
Парижском протоколе 1920 между Антантой и Румынией, без применения принципа
самоопределения народов, а также участия и согласия Советского Союза, т. е. того
государства, к-рому принадлежит аннексированная территория.

3. А. одним гос-вом части территории другого в результате исхода войны может иметь
место и без предварительного завоевания. Так, территории, отторгнутые от Германии в
результате перемирия 1918 и Версальского мирного договора 1919 (Эльзас и Лотарингия, а также Эйпен и Мальмеди на 3., Данцигский коридор в 1920), не были завоеваны гос-вами, которыми они были оккупированы  (Францией, Бельгией и Польшей) лишь после окончания войны.
4. А. может иметь место и после длительной оккупации без войны. Так,  Австро-Венгрия по Берлинскому трактату 1878, завершившему Русско-турецкую войну,
оккупировала две населенные преимущественно сербами турецкие провинции—Боснию и
Герцеговину—и 30 лет спустя (1908) формально их аннексировала.
Для оправдания актов А. в междугосударственных отношениях иногда инсценируется
народное «волеизъявление»—в форме плебисцитов среди населения аннексируемых
территорий. Эти лжеплебисциты представляют фальсификацию народного волеизъявления, т. к. они совершаются в условиях военной оккупации гос-вом, производящим А.
Такой характер носил напр. «плебисцит», проведенный польскими военными властями в 1921 в оккупированной ими Виленщине. В тех же случаях, когда плебисциты не дают желательных для аннексирующего государства результатов в виде оправдания акта А., капиталистич. государства, заинтересованные в  захвате данной области, действуют вопреки результатам плебисцита. Так, в 1921 по постановлению конференции послов Антанты был произведен раздел Верхней Силезии между Германией и Польшей, несмотря на то что проведенный перед этим плебисцит дал
большинство голосов в пользу оставления всей этой области за Германией. Характер обмана и насилия носят и такие «гарантии», устанавливаемые якобы в интересах населения аннексируемой области, как предоставление ему права оптации. На самом деле осуществление этого права местными жителями служит для аннексирующего гос-ва предлогом к конфискации их имуществ и к иным агрессивным актам (пример: конфискация румынскими властями земель и др. имуществ венгерских оптантов в аннексированной Румынией Трансильвании). Напротив, аннексирующее гос-во в тех случаях, когда это вызывается экономич. интересами господствующей нации или
стратегическими соображениями, предпринимает различные мероприятия, прямо направленные против населения аннексированной области.
Так, Польша проводит систематич. репрессии экономического и административного порядка против немецкого населения областей со смешанным населением, принуждая его к массовой эмиграции в Германию. Особенно яркую картину гнета в отношении населения аннексированной области дает политика Польши в Зап. Белоруссии и в Зап. Украине и Японии в Сев. Маньчжурии.
Вследствие наличия противоречий среди империалистов с целью помешать
окончательному захвату данной территории оккупировавшим ее соперником, а также в целях использования сохранившихся примитивных форм туземного государственного строя для организации колониального господства при дележе колоний и полуколоний империалистами, А. часто осуществляются и в различных замаскированных формах. К ним относятся прежде всего «сферы интересов», представляющие собой—до завершения раздела чужой территории—области, исключительное «право» на завладение которыми за какими-либо определенными державами признается  особыми соглашениями, этих держав с другими.
Установление «сфер интересов» в Персии, в Турции, в Китае, в Африке является
переходной формой к протекторату, к мандату, к аренде (концессии), а затем и к А.
а) Протектораты. Такой характер замаскированной А. носят протектораты  Франции над Тунисом и Марокко, многочисленные британские протектораты в Вост. Африке
(Уганда, Занзибар и т. д.), в Индии (над т.н. туземными гос-вами), в Индонезии (над
владениями местных султанов) и т. д. В ряде случаев протекторат служит переходной формой к формальной А. Так, Япония первоначально (после Японо-китайской войны 1895)  добившаяся протектората над Кореей, в 1907 формально аннексировала последнюю. Такую же историю имеет и аннексия острова Мадагаскар Францией.
б) Мандаты Лиги наций (см.),  появившиеся со времени Версальского мира, гл. обр. в
целях оформления дележа Турции Англией и Францией, представляют тоже
замаскированную форму А.
в) Аренды, широко применяющиеся империалистами в Китае, представляют
фактическую А. в форме передачи территорий данной полуколониальной страны в управление империалистических держав на определенный срок (обычно 99 л.). Таковы например: аренда Россией Порт Артура и Дайрена до Русско-японской войны, аренда Англией Вейхайвея и т. д.
СССР отвергает А., как противоречащую всем основным принципам,  провозглашенным Октябрьской революцией; последняя, борясь против империализма вообще, боролась и против одного из наиболее ярких его проявлений в виде А. Эта борьба неразрывно связывалась с борьбой против национального угнетения и за право народов на
самоопределение. Вследствие этого программа мира, выдвинутая Октябрьской революцией: «мир без А. и контрибуций», находится в тесной связи с провозглашением права всех народов России на самоопределение вплоть до отделения и с преобразованием всей структуры гос-ва в союз независимых республик с широчайшим применением федеративного принципа. В дальнейшем борьба за мир, составляющая гл. содержание внешней политики Советского Союза, неразрывно связывается с разоблачением захватнич. тенденций империалистич. государств и их стремлений к новым А. После того как в пределах Советского Союза принцип самоопределения народов нашел полное осуществление, одной из важнейших задач пролетарской диктатуры представляется оборона территории Союза от всяких посягательств международного  империализма. Позиция советского пр-ва и ВКП(б) в этом вопросе отчетливо выражена в словах т. Сталина, высказанных на XVI Съезде ВКП(б): «Ни одной пяди чужой земли не хотим. Но и своей земли, ни одного вершка своей земли не отдадим никому».
Лит.: Ленин В. И., Сочинения, т. 19— О  «программе мира», стр. 49—54, О мире без аннексий и о независимости Польши, как о лозунгах дня в России, стр. 30—32, О сепаратном мире, стр. 280—286; Итоги  дискуссии о самоопределении, стр. 241—272; т. 22— О революционной фразе, стр. 261—269, Тезисы по вопросу о немедленном заключении сепаратного и аннексионистского мира, стр. 193—199, Позиция ЦК РСДРП (больш.) в вопросе о сепаратном и  аннексионистском мире, стр. 294—296; Fauchille R., Traité de droit international public, 8 éd., t. 1, partie 2, P., 1925, p. 664; Heimweh J., Droit de conquête et  plébiscite, P., 1896; Holtzendorff F., broberungen u. Eroberungsrecht, В., 1871; L a m e i г е I., Théorie et pratique de conquête dans l'ancien droit, 3 vis, P., 1902—05: Li e b e г, De la valeur des plébiscites dans le droit international, «Revue de droit international», t. 3, p. 139; De M о n t 1 и с, Le droit de conquête, ibid., p. 531; Rouard de Card E., Études de droit  international public, P., 1880; S с h ä t z e 1 W., Völkerbund und Gebietserwerb, В., 1919; Die Annexion im  Völkerrecht, 1921; "Westlake J., International Law, 2 vis, Cambridge, 1907—10.
 Л. Иванов. СОВЕТСКАЯ ВОЕННАЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, 1932, т.1, стр 519.

P.S. Читатель может сравнить имперские действия Советского Союза, в результате которых Крым в 1944 году, как и многие другие республики Кавказа и Поволжья, был лишен государствообразующего народа, крымскотатарский народ помещен в условия принудительной ассимиляции и ускоренной гибели, с декларациями и обещаниями СССР.
"Мусульмане России, татары Поволжья и Крыма, киргизы и сарты Сибири и Туркестана, турки и татары Закавказья, чеченцы и горцы Кавказа, все те, мечети и молельни которых разрушались, верования и обычаи которых попирались царями и угнетателями России!
Отныне ваши веровании и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это. Знайте, что ваши права, как и права всех народов России, охраняются всей мощью революции и ее органов, Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов "

"Мы заявляем, что тайные договоры свергнутого царя о захвате Константинополя, подтвержденные свергнутым Керенским, - ныне порваны и уничтожены. Республика Российская и ее правительство, Совет Народных Комиссаров, против захвата чужих земель: Константинополь должен остаться в руках мусульман.
Мы заявляем, что договор о разделе Персии порван и уничтожен. Как только прекратятся военные действия, войска будут выведены из Персии и персам будет обеспечено право свободного определения своей судьбы
Мы заявляем, что договор о разделе Турции и отнятии у нее Армении порван и уничтожен."

"Вы сами должны быть хозяевами вашей страны! Вы сами должны устроить свою жизнь по образу своему и подобию! Вы имеете на это право, ибо ваша судьба в собственных руках." ("Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока" [Обращение Совета Народных Комиссаров], 3 декабря (20 ноября) 1917 г.)

"Справедливым или демократическим миром ... Правительство считает немедленный мир без аннексий (т. е. без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей) и без контрибуций."

"Под аннексией или захватом чужих земель Правительство понимает сообразно правовому сознанию демократии вообще и трудящихся классов в особенности всякое присоединение к большому или сильному государству малой или слабой народности без точно, ясно и добровольно выраженного согласия и желания этой народности, независимо от того, когда это насильственное присоединение совершено, независимо также от того, насколько развитой или отсталой является насильственно присоединяемая или насильственно удерживаемая в границах данного государства нация."

"Если какая бы то ни было нация удерживается в границах данного государства насилием, если ей, вопреки выраженному с ее стороны желанию — все равно, выражено ли это желание в печати, в народных собраниях, в решениях партий или возмущениях и восстаниях против национального гнета — не предоставляется права свободным голосованием, при полном выводе войска присоединяющей или вообще более сильной нации, решить без малейшего принуждения вопрос о формах государственного существования этой нации, то присоединение ее является аннексией, т. е. захватом и насилием. ("ДЕКРЕТ О МИРЕ", II ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ) 26 октября (8 ноября) 1917 года)

2. Российская Советская  Республика  учреждается  на  основе свободного   союза   свободных   наций  как  федерация  Советских национальных республик. (Конституция (Основной закон) РСФСРот от 10 июля 1918 г.)

2. Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строющееся на основе федерации национальных советских республик. (Конституция (Основной закон) РСФСР от 11 мая 1925 г.)

13. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, исходя из равенства прав граждан, независимо от их расовой и национальной принадлежности, … признает право за отдельными национальностями на выделение, по решению их съездов советов, с утверждения верховных органов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, в автономные советские социалистические республики и области.
За гражданами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики признается право свободного пользования родным языком на съездах, в суде, управлении и общественной жизни. (Конституция (Основной закон) РСФСР от 11 мая 1925 г.)

Tags: Крым, Крымская АССР, Россия, колониализм, крымские татары, право на самоопределение, советская военная энциклопедия
Subscribe

Posts from This Journal “право на самоопределение” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments